Игры на Русской звоннице. Часть 2. Музыкальные инструменты. Искусство.

В свете всего вышесказанного становится понятно, что для того, чтобы научиться играть на инструменте, который не похож не только на иные музыкальные инструменты, но и сам на себя, потребуются специфические навыки.

Существует несколько подходов к обучению игре на колоколах. Один из них, самый распространенный сегодня, заключается в том, что ученику передают звон какой-либо региональной традиции целиком, как законченное музыкальное произведение. Ученик перенимает основные исполнительские приемы одной из звонарских традиций и варианты последовательностей различных приемов, таким образом обогащая свое мастерство. Однако у такого подхода к обучению есть и очевидные минусы.

Во-первых, уничтожается весь дух звонарского искусства именно как искусства импровизационного. Ученик, привыкая к неизменным последовательностям простых ритмических рисунков, заучивает их автоматически, не умея воспроизводить их «из себя», варьировать и развивать в звоне. И когда позднее такой звонарь вроде бы научается искусству импровизации, она сводится у него к простому перебиранию уже известных ему элементов.

Второй минус означенной манеры обучения заключается в том, что ученик начинает «канонизировать» тот или иной звон, считая его образцом, неким правилом, универсальным для всех колоколен православных храмов всего мира. Допускать «канонизации» отдельных образцов колокольного искусства категорически нельзя по причине того, что любой колокольный набор не похож ни на один другой и имеет неповторимые внутренние гармонические связи. И переносить только ритмическую (мы бы даже сказали, физическую) составляющую звона, игнорируя звуковысотную, совсем неправильно. Подробнее об этом нами написано в другой работе — сборнике колокольных партитур «Со своей колокольни».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *